ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА
(CHICAGO SCHOOL) В период между Первой и Второй мировыми войнами ведущее положение в американской социологии занимали сотрудники Чикагского университета, проделавшие громадный объем социологической работы и обучившие большое количество студентов, которые впоследствии стали преподавателями в других американских университетах. Несмотря на охват широкого круга тем как в области теории, так и в области эмпирических исследований, Чикагская школа наиболее известна, во-первых, своей городской социологией, а, во-вторых, развитием такого подхода, как символический интеракционизм.  Находясь под впечатлением быстрого роста Чикаго, притока переселенцев всех национальностей, рас и вероисповеданий и часто под влиянием гуманитарных соображений, ряд социологов, в частности Э. Берджесс, Р. Маккензи, Р. Парк и Л. Вирт, разработали особую городскую теорию, а их студенты провели ряд детальных исследований различных районов города. Эта теория основывалась на идее, согласно которой городам свойственен особый образ жизни,  в корне отличающийся от образа жизни людей, проживающих в сельской местности. Предлагаемое объяснение городского образа жизни основывалось на принципах городской экологии, которые заключались, главным образом, в том, что силы конкуренции в ограниченной среде порождают ряд природных территорий, каждая из которых заселена различными социальными группировками. Эти территории и группировки стали предметом детального изучения, в результате которого появились работы о бродягах (hobo), районе притонов (skid row), негритянской семье, еврейском гетто и так далее. Эти исследования основывались, главным образом, на этнографии — методе, использовавшемся также при изучении различных городских профессий, например, музыкантов, врачей и официантов. Основной исследовательской стратегией было качественное исследование  с использованием метода кейс-стади и прежде всего включенного наблюдения. Чикагская этнографическая традиция была тесно связанной с символическим интеракционизмом, поскольку исследования городских территорий, социальных групп и профессий касались конструирования идентичности в процессе взаимодействия между восприятием индивидами себя и взглядами на них со стороны других индивидов. Изучение феноменов такого рода подкреплялось теоретической работой, во-первых, У. Томаса, а, во-вторых, Дж.Г. Мида, идеи которого имели очень важное значение. В то же время особое внимание в Чикагской школе, в частности, в работах У.Огборна, уделялось сбору подробной статистической информации о местных общинах (территориальных сообществах). См. также: Концентрических зон теория; Природная территория; Сельско-городской континуум. Лит.: Downes and Rock (1995)

Социологический словарь. — М.: Экономика. . 2004.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА" в других словарях:

  • Чикагская школа — Чикагская школа: Чикагская архитектурная школа Чикагская школа социологии Чикагская школа (филология) Чикагская школа (экономика) …   Википедия

  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА — одно из современных направлений экономической мысли, стоит на позициях неолиберализма. Возникла в сер. 60 х гг. 20 в. Главные представители М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс, Дж. Стиглер. Чикагская школа выступает за невмешательство государства в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Чикагская школа — научное направление современной экономической науке, выступающее с позиций либерализма, интеллектуальным центром которого традиционно считается экономический факультет Чикагского университета, а также функционирующие при Чикагском университете… …   Политология. Словарь.

  • Чикагская Школа — психологическая школа, возникшая в рамках функциональной психологии. К ней принадлежали Г. Лэдд, Д. Энджелл, Г. Карр, Дж.Г. Мид …   Психологический словарь

  • чикагская школа — Категория. Психологическая школа, возникшая в рамках функциональной психологии. Специфика. К ней принадлежали Г.Лэдд, Д.Энджелл, Г.Кэрр, Дж.Г.Мид. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА — ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА, одно из современных направлений экономической мысли. Стоит на позициях неолиберализма. Возникла в середине 60 х гг. 20 в. Главные представители: М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс, Дж. Стиглер …   Современная энциклопедия

  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА —         в социологии, группа исследователей, сложившаяся в 20 х гг. 20 в. на факультете социологии Чикагского университета, объединённая единством теоретикометодологич. подхода и общностью исследоват. интересов.         В основе подхода Ч. ш.… …   Философская энциклопедия

  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА — (Chicago School) Группа экономистов преподавателей Чикагского университета, включая Милтона Фридмана (Friedman), которые считают, что все экономические процессы можно объяснить на основе личного интереса и преимуществ свободного рынка; они… …   Экономический словарь

  • Чикагская школа — ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА, одно из современных направлений экономической мысли. Стоит на позициях неолиберализма. Возникла в середине 60 х гг. 20 в. Главные представители: М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс, Дж. Стиглер.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • чикагская школа — одно из современных направлений экономической мысли, стоит на позициях неолиберализма. Возникла в середине 60 х гг. XX в. Главные представители  М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс (Н. Simons), Дж. Стиглер. Чикагская школа выступает за… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»